Премия Рунета-2020
Самара
+20°
Boom metrics
Общество28 марта 2024 4:32

«В России совсем другое отношение»: семья из Мариуполя – о том, почему решила переехать в Самарскую область и здесь растить и воспитывать детей

Семья из Мариуполя переехала в Самарскую область, чтобы воспитывать здесь детей
Новым домом для Петровых стала Самарская область. Фото: из архива семьи Петровых

Новым домом для Петровых стала Самарская область. Фото: из архива семьи Петровых

Наступивший 2024 год объявлен президентом России Владимиром Путиным Годом семьи. В этот год особое внимание уделено сохранению традиционных семейных ценностей. На страницах «Комсомолки» мы публикуем истории о семьях нашего региона.

Девять лет назад жизнь семьи Петровых из Мариуполя навсегда изменилась. На их глазах сожгли мариупольский УВД и разгромили штаб ДНР. Семье пришлось тайком спасать уцелевших ополченцев, рискуя собственной жизнью. Осознание, что они не смогут больше жить на Украине, вынудило бежать из страны. Новый дом они нашли в Самарской области.

Точка невозврата

Вероника и Александр вместе с 2006 года. В Мариуполе у них был собственный дом в центре города, двое детей, небольшое хозяйство. Александр работал сварщиком на заводе им. Ильича, Вероника – торговым представителем. Словом – все, как у всех.

Но в 2014 году их привычная жизнь рухнула. Вероника говорит, что они сами не заметили, как самые абсурдные и страшные вещи вдруг стали реальностью. После государственного переворота по всей Восточной Украине, включая Мариуполь, прокатилась волна протестов. Люди выходили на митинги, обстановка с каждым днем накалялась. Параллельно организовывалось ополчение из активистов мариупольского антимайдана. Праздновать священные для россиян праздники 1 и 9 мая власть запретила.

Петровы постарались сделать все, чтобы их дети росли счастливыми. Фото: из архива семьи Петровых

Петровы постарались сделать все, чтобы их дети росли счастливыми. Фото: из архива семьи Петровых

Горожане, по словам Вероники, были этим особо возмущены. И в День Победы все равно вышли на площади. Но то, что произошло в этот майский день, стало для семьи Петровых точкой невозврата.

- Танки подъехали к УВД и открыли огонь по зданию, в котором на тот момент находились полицейские. Люди стали возмущаться и кричать, требуя от военных прекратить стрельбу. Но радикалы никого не слушали. Они стали стрелять из автоматов в воздух, а затем и по людям в толпе. Знаю, что более 50 человек в тот день погибло, а само здание было сожжено. 9 мая мы своими глазами увидели, как выглядит нацизм по-украински, - вспоминает Вероника.

«Вывели ребят, рискуя жизнью»

Но сопротивление было не остановить. В «Греческом банке», который был буквально в нескольких десятках шагов от дома Петровых, ополченцы собрали штаб ДНР. В один из июньских дней сюда приехали солдаты «Правого сектора» (запрещенной на территории РФ организации) и начали его штурмовать.

- Дом у нас дореволюционной постройки. На планах не указаны тайные переходы из одного двора в другой. Это и помогло нам вывести ребят из штаба через черный ход. Соседи тоже подключились – спрятали ополченцев в подвале. Мы знали, что в любой момент к нам могут зайти боевики и тогда трагедии было бы не избежать. Но иначе поступить не могли, - говорит Александр.

Когда обстановка более-мене успокоилась, ребят переодели в гражданское, вывели на улицу и помогли скрыться.

- Мы знали, что это мужчины из нашего города. Те, у кого хватило смелости противостоять незаконной власти, - говорит Александр.

Летом Петровы любят путешествовать по волжским городам. Фото: из архива семьи Петровых

Летом Петровы любят путешествовать по волжским городам. Фото: из архива семьи Петровых

«Ехали под дулом автоматов»

Вероника до сих пор не может сдержать слез, вспоминая события девятилетней давности. Рассказывает – детей все это время из соображения безопасности держали в деревне у родственников.

- Когда в Одессе спалили Дом профсоюзов, а у нас – городское УВД, мы это восприняли очень болезненно. У меня начался нервный срыв – плохо спала, постоянно казалось, что кто-то ходит по дому. Ночью - вой сирен, стрельба. На улицах военные с оружием. Мы поняли, что люди, с которыми мы живем в одной стране, идут уже против нас, - вспоминает Вероника.

Петровы отмечают, что в России большое внимание уделяется поддержке семей. Фото: из архива семьи Петровых

Петровы отмечают, что в России большое внимание уделяется поддержке семей. Фото: из архива семьи Петровых

Ночью на дороги выезжала тяжелая техника, поэтому с наступлением темноты передвижение по пригородным трассам грозило смертельной опасностью. Вероника рассказывает, как однажды их легковушка встряла в колонну с танками и бронетехникой.

- Военные машины шли колоннами в Мариуполь со стороны Запорожья. Однажды я была за рулем, в салоне - муж с сыном, брат и его жена. Мы ехали в окружении танков и БТР. Включили свет в салоне чтобы все видели, что за рулем женщина. И все равно на нас наставили дула автоматов. Жить в одной стране с людьми, которые наставляют оружие на своих же, на мирных сограждан невозможно! - говорит Вероника.

«Пора спасать семью»

Александр решил – пора спасать семью. Сначала Петровы хотели переехать в Москву, но потом выбрали Самарскую область.

- Нам Самара больше подходит по климату, здесь много предприятий, где можно работать. Дом в Мариуполе оставили. Как раз накануне отъезда сделали ремонт. Сейчас от него уже мало что осталось – дом оказался в эпицентре событий марта 2022 года. В него пришлось прямое попадание снаряда, - с грустью вспоминает Вероника.

Выехать из Мариуполя на автомобиле было нереально – военные на блокпостах грозили оружием и разворачивали машины. Тогда Петровы успели сесть на поезд в Бердянске – это был один из последних на тот момент поездов в Россию. С собой взяли всего две сумки с теплой одеждой и одеялами. Сыновья взяли книги и любимые игрушки.

- В Самаре нас поселили в детском лагере «Космос». Там прожили два месяца. Муж устроился на работу в фирму сварщиком. Потом нас переселили в Новокуйбышевск в пансионат «Солнечный». А муж устроился на нефтеперерабатывающий завод и на последние деньги снял жилье рядом с работой, - воспоминает Вероника.

Новым домом стал Новокуйбышевск

Постепенно жизнь наладилась. Супруги получили российское гражданство, устроились на постоянную работу, взяли в ипотеку квартиру. В семье появился третий сын – Мирослав.

- Первое время жили мыслями как на Украине. Там нет ни ипотеки, ни детских выплат. Приятно удивились, что в России поощряют многодетность. Отношение к семьям совсем другое. Пособия, пушкинские карты, за третьего ребенка мы получили 450 тысяч на погашение ипотеки. Поэтому в России намного проще растить и развивать детей. Нет такой гнетущей тяжести, которую ощущают многодетные на Украине. Мы безумно благодарны государству за заботу. Дети ездят на экскурсии, в кино, музеи, филармонию. Питание в школе бесплатное, - говорит Вероника.

«Хотим, чтобы военные действия поскорее закончились и наступил мир». Фото: из архива семьи Петровых

«Хотим, чтобы военные действия поскорее закончились и наступил мир». Фото: из архива семьи Петровых

Сейчас Александр работает мастером на заводе и является почетным донором крови. Вероника – лаборант химического анализа. Старший сын Ярослав увлекается информатикой и участвует в проекте «Код будущего», изучает химию и физику. Дамир – спортсмен, он представлял Самарскую область на турнире по греко-римской борьбе и завоевал бронзу. Маленький Мирослав растет, окруженный заботой и любовью.

Когда в Самарскую область начали прибывать вынужденные переселенцы из украинских городов в феврале 2022 года, семья активно стала им помогать.

- Всем, кого знала в Мариуполе, дала наш адрес. Через наш дом прошло немало семей беженцев, мы постарались помочь всем. Очень хочется, чтобы военные действия поскорее закончились, и наступил мир, - говорит Вероника.