Премия Рунета-2020
Самара
+20°
Boom metrics
Общество27 марта 2024 14:07

Национальность не афишировали и помогали превратить Самару в русский Чикаго: как жили евреи на берегах Волги 100 лет назад

Музей Еврейской культуры переехал из Парка дружбы народов в центр Самары
Создатели музея довольны своей работой. Фото предоставлено Юлией Коган

Создатели музея довольны своей работой. Фото предоставлено Юлией Коган

Ближе к туристам

В Самаре возобновились экскурсии в недавно переехавшем Музее еврейской культуры и быта. Музей еврейской культуры и быта теперь находится на улице Ленинградской, 77. Журналист «КП-Самара» узнала у сотрудников музея, как жили евреи в Самаре около 100 лет назад и как помогли превратить город в русский Чикаго.

Лучшие мужья

Еврейские мужчины – самые нежные и заботливые мужья в мире, уверена куратор музея Юлия Коган.

— Вот эта большая бронзовая грелка была нужна в еврейской семье, чтобы супруг мог позаботиться о своей прекрасной половине, - показывает экспонаты Юлия. – Когда он просыпался рано утром, то наливал в грелку горячую воду и клал в постель жене, чтобы она могла согреться, прежде чем проснется и начнет заниматься хозяйством.

Есть в музее уголок портного, уголок часовщика, уголок раввина. В уголке сапожника стоит обувная машинка - одна из трех сохранившихся в России. В уголке еврейской женщины посетителей обычно привлекает машинка для распрямления волос, механизму около 100 лет.

Старались держаться вместе

Музей Еврейской культуры и быта охватывает период конца XIX - начала XX веков.

- Представители одного из древнейших народов мира появились в Самаре всего лишь в середине XIX века, - рассказывает председатель общественной организации «Городская еврейская национально-культурная автономия «Тарбут лаам» Марк Коган. – Если до этого времени евреи в Самарской губернии и жили, то лишь в качестве исключения. Дело в том, что Самара находилась за пределами Черты оседлости.

Черта постоянной еврейской оседлости существовала в Российской империи с 1791 по 1917 год и определяла границу территории, за пределами которой запрещалось постоянное жительство евреям. Черта проходила по западу страны.

Исключение делали только для «ценных специалистов». К ним относились купцы первой и второй гильдии, люди с высшим образованием, отслужившие рекруты и т.д. Но число их было невелико.

К 1897 году в Самара жили 90 тысяч человек, из них евреями были 1327. Они старались держаться все вместе и помогать друг другу.

Русский Чикаго

Самара бурно развивалась в конце XIX века и была привлекательным местом для жизни активных и образованных людей. В город стали приезжать профессионалы еврейского происхождения: портные, сапожники, фотографы, купцы, врачи, ювелиры финансисты и инженеры.

Многие из них строили Самаро-Златоустовскую и Самаро- Оренбургскую железные дороги и превратили Самару в русский Чикаго - центр российской торговли зерном.

Селились у синагоги

В Самаре не было еврейского квартала, но люди старались селиться вблизи одной из трех синагог. Именно при синагогах еврейские мальчики получали первое образование и изучали Торру и иврит. В университеты России евреи начали поступать преимущественно в ХХ веке.

Девочек учили реже, их готовили к материнству, объясняя, что небольшая нация не может себе позволить маленькие семьи. Память о погромах была еще очень свежа, и евреи старались не афишировать свою национальность. Праздники - еврейский Новый год, светский и веселый Пурим, Суккот («праздник шалаша») - отмечали обаятельно, но тихо, в узком кругу.- Недавно мы начали по предварительной записи водить экскурсии по нашему небольшому собранию, - говорит Юлия Коган. – Показываем уникальный музыкальный квадратный самовар, национальные костюмы и головные уборы. Но мы не просто говорим о традициях народа - практически все в нашем музее можно трогать и пробовать! Мы греем самовар, и гости видят, как из его специальных отверстий начинает идти пар и создает особую мелодию. Потом мы пьем чай и делаем фотосессию в национальных костюмах.

Кроме экскурсии есть возможность попасть на дизайнерский или гастрономический мастер-класс.